Психология развития ребёнка с СДВГ

Главная > Статьи > Психология развития ребёнка с СДВГ — важные моменты

Оценка статьи:

0 / 5. 0

На чтение: 6 мин.

Поделиться:

Содержание:

Психология развития ребёнка с СДВГ — это целый комплекс мер, которые нужно соблюдать родителям и педагогам. Чем полезны психотерапия и физиотерапия детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью? Рекомендации в этой статье.

СДВГ: диагноз или характер?

Иногда родители считают, что синдром дефицита внимания и гиперактивность — это склад характера ребёнка, его индивидуальные особенности. Однако это далеко не так.

Самостоятельно это нарушение диагностировать не стоит: диагноз СДВГ может поставить врач-невролог или психиатр. Данные нарушения наблюдаются у 5-15% детей и подростков. По мнению учёных Республиканского научно-практического центра медицинской экспертизы и реабилитации, за формирование СДВГ отвечают расстройства нейропсихического спектра, что приводит к ограничениям функционирования и жизнедеятельности.

Диагноз СДВГ имеет ряд симптомов. Среди них двигательная и психическая расторможенность, невозможность концентрировать внимание, повышенный тонус мышц, суетливое поведение, диспраксия, неумение выдерживать правила и дисциплину. Наблюдая такие проявления в поведении ребёнка, нужно обратиться за обследованием к врачу.

Ну а если если ребёнок просто непослушен, не всегда удерживает внимание и проявляет активность, не стоит излишне тревожиться за его состояние нервной системы, возможно, это всего лишь поведенческий признак, так как быть активным в детском возрасте — абсолютно нормально

Психотерапия и физиотерапия

Ребёнку трудно, а подчас невозможно контролировать своё поведение и состояние, если он гиперактивный. От этих симптомов страдают не только окружающие, но и сам малыш или подросток.

Поэтому после установления диагноза специалисты назначают лечение медикаментами и рекомендуют физиологическую и психологическую коррекцию и поддержку.

  • На занятиях с психологом дети осваивают новые, конструктивные поведенческие реакции, которые позволят им быть принятым в группе сверстников. Психотерапевтические игры способствуют лучшему пониманию своих чувств и управлению телом.
  • Хорошо зарекомендовала себя арт-терапия как метод работы с напряжением, расторможенностью, тревогой и страхом, что также присущи гиперактивным детям.

Физиотерапия при СДВГ включает в себя массаж тела, лечебную физкультуру и другие комплексные процедуры, которые будут отвечать индивидуальным особенностям и потребностям ребёнка.

Гиперактивный ребёнок в семье

То, как выстроены семейные отношения, какие правила приняты и как они соблюдаются, также зависит влияние на коррекцию поведения и самочувствия. Детей важно приучать к дисциплине и режиму.

Ребёнку с гиперактивностью особенно важно вовремя вставать и ложиться спать, обеспечивать приём пищи в одно и то же время, ограничивать просмотр агрессивного и эмоционально насыщенного контента, нужны частые прогулки на свежем воздухе, ответственность за мелкие дела и обязанности. Часто специалисты рекомендуют спорт — физическая активность помогает выплеснуть энергию, которой у ребёнка с СДВГ слишком много.

Родителям важно относиться с пониманием к особенностям ребёнка, не критиковать и не осуждать его, а демонстрировать спокойствие и терпение. Позитивное отношение и безусловная любовь — главные моменты в воспитании вместе с приучением к дисциплине.

Взрослым надо следить за самочувствием детей, так как они быстро устают, вовремя организовывать успокаивающую и расслабляющую среду. Психология развития ребёнка с СДВГ сложна, но при правильном лечении и заботливом отношении детей можно обучить необходимым социальным навыкам, управлению своим поведением и достичь успеха.

Методы поддержки в учебе и социальной адаптации

Для студентов с трудностями внимания и концентрации, необходимы особые подходы в образовании и социализации. Основная задача состоит в создании таких условий, которые помогут им успешно развиваться и справляться с вызовами, которые они встречают в учебе и обществе. Несомненно, важна индивидуальная корректировка методик под потребности каждого обучающегося.

Одним из эффективных методов оказывается применение адаптивных техник обучения. Это может включать использование конкретных схем и таблиц для структурирования информации, а также внедрение игровых и интерактивных элементов, чтобы процесс обучения стал более привлекательным и увлекательным. Индивидуальные планы обучения помогут ученикам ставить реальные цели и достигать их шаг за шагом.

В процессе обучения рекомендуется регулярное предоставление обратной связи. Учитель должен отмечать и поощрять успехи, как крупные, так и малейшие достижения, чтобы мотивировать учащихся к дальнейшим усилиям. Использование позитивного подкрепления отлично зарекомендовало себя в практике педагога.

Существенным аспектом является развитие социальных навыков ученика. Важно поддерживать формирование умения общаться, работать в команде и решать конфликты. Этому могут способствовать групповые занятия и социальные тренинги, в которых ребенок сможет учиться через взаимодействие с другими. Психологи и социальные педагоги играют в этом процессе ключевую роль, предоставляя необходимую консультационную и практическую помощь.

Необходимо также учитывать поддержку со стороны семьи. Родители должны быть вовлечены в процесс обучения и социализации своего ребенка. Они могут помочь как в организации учебного процесса дома, так и в оказании эмоциональной поддержки. Взаимодействие между педагогами и родителями должно быть максимально тесным и эффективным, чтобы обеспечить слаженную и продуктивную работу в интересах учащегося.

Интеграция различных подходов и методик позволяет создать благоприятную среду для обучения и социальной адаптации. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и требует индивидуального подхода для достижения наилучших результатов и полноценного развития.

Видео по теме:

Вопрос-ответ:

Какие основные признаки СДВГ у ребёнка могут быть видны уже в раннем возрасте?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) может проявляться у детей уже в младшем возрасте следующими признаками: чрезмерной активностью, неспособностью сфокусироваться на одной задаче даже на короткое время, частыми вспышками гнева или плача без очевидной причины, импульсивным поведением и проблемами с самоорганизацией. Родители могут заметить, что их ребёнок не может долго сидеть на месте, быстро теряет интерес к играм или занятиям, начинающимся в детском саду, и часто отвлекается даже на незначительные раздражители.

Может ли СДВГ повлиять на социальные навыки ребёнка и его взаимодействие с другими детьми?

Да, СДВГ может значительно повлиять на социальные навыки ребёнка. Дети с этим синдромом часто сталкиваются с трудностями в установлении и поддержании дружеских отношений. Импульсивность и неспособность контролировать своё поведение могут приводить к конфликтам со сверстниками и недопониманию. Часто такие дети могут быть отвергнуты другими детьми из-за их нестабильного и непредсказуемого поведения. Это может привести к социальной изоляции и развитию чувства одиночества и низкой самооценки.

Какие методы диагностики СДВГ существуют и в каком возрасте их лучше применять?

Диагностика СДВГ обычно включает комплексное обследование, которое проводится специальными специалистами, такими как детские психиатры, психологи и неврологи. В качестве инструментов диагностики могут использоваться опросники и анкеты для родителей и учителей (например, шкала Коннерса), наблюдение за поведением ребёнка в разных ситуациях, а также психологическое тестирование. Диагноз СДВГ обычно не ставится до 6-летнего возраста, так как многие из признаков могут быть нормальными для младших детей. Однако, если проблемы сохраняются и усугубляются, рекомендуется обратиться к специалистам для более детального исследования.

Какие методы лечения и педагогические подходы могут помочь в улучшении состояния ребёнка с СДВГ?

Лечение СДВГ обычно требует комплексного подхода, который может включать медикаментозную терапию, поведенческую терапию, а также педагогические и семейные вмешательства. Медикаментозная терапия, как правило, включает применение стимуляторов (например, метилфенидат) или нономедикаментозных препаратов. Поведенческая терапия направлена на обучение ребёнка навыкам самоконтроля, улучшение организационных способностей и снижение импульсивности. Педагогические подходы могут включать индивидуальный подход к обучению, использование наглядных материалов, коротких и структурированных занятий, а также регулярные перерывы для отдыха. Важным аспектом является также обучение родителей и учителей стратегии поддержания последовательности и позитивного подкрепления.

Можно ли вылечить СДВГ, или это состояние, требующее постоянной поддержки?

СДВГ, как правило, является хроническим состоянием, которое требует постоянного внимания и поддержки на протяжении всей жизни. Хотя симптомы могут ослабевать со временем, особенно в подростковом и взрослом возрасте, многие люди продолжают испытывать трудности, связанные с дефицитом внимания, организацией и импульсивностью. Однако благодаря комплексу терапевтических вмешательств, образовательных и поведенческих стратегий, а также медикаментозной терапии, можно достичь значительных улучшений и обеспечить качество жизни, адаптированное к индивидуальным потребностям. Ранняя диагностика и своевременное вмешательство играют ключевую роль в успешном управлении этим состоянием.

Оставить комментарий