Словосочетание «опухоль мозга» звучит очень устрашающе даже для взрослого человека. Что уж говорить, если такой диагноз услышат родители в отношении своего чада? У большинства людей с ним ассоциируются самые худшие прогнозы и печальные варианты развития событий. Однако опухоли мозга – это большая группа заболеваний, которая включает не только злокачественные, но и доброкачественные образования.
Доброкачественные опухоли считаются более «благоприятными»: они не отдают метастазов и довольно хорошо лечатся. Однако запускать такие образования все равно не стоит. Сайт рассказывает о симптомах, возможных осложнениях, методах диагностики и лечения.
Виды и возможные причины опухолей
Все патологические образования головного мозга делят на две группы: врожденные и приобретенные. Первые возникают в результате нарушения на каком-либо этапе эмбрионального развития, а вторые могут быть следствием перенесенной вирусной инфекции, облучения или травмы.
Среди наиболее распространенных доброкачественных образований выделяют:
- менингиомы (образуются из клеток мозговых оболочек);
- астроцитома (опухоль из звездчатых нервных клеток);
- эпендимома (из клеток выстилки желудочков мозга);
- шваннома (из шванновских клеток);
- краниофарингиома (врожденное новообразование из клеток эпителия);
- аденома гипофиза (опухоль из железистой ткани).
Первые признаки болезни: на что обратить внимание?
Большинство доброкачественных образований головного мозга растут очень медленно. А это значит, что проявления могут быть выражены слабо, возникать и пропадать под действием определенных факторов (активности, питания, нагрузок).
Тем не менее, родителям стоит обратить внимание на некоторые важные признаки:
- головные боли и приступы тошноты (преимущественно в утреннее время);
- нарушения зрения (снижение четкости, появление мушек или пятен перед глазами, выпадение полей зрения);
- периодические приступы мышечной слабости (необъяснимые падения);
- обморочные состояния;
- судорожный синдром;
- резкие колебания массы тела (набор или похудение);
- изменения характера (повышенная плаксивость, истеричность или апатичность);
- нарушение когнитивных функций;
- нарушение координации;
- онемение конечностей.
У детей школьного возраста начинаются проблемы с учебой: это связано с нарушением когнитивных функций. Ребёнок может плохо усваивать информацию и не запоминать ее, иногда страдает способность к чтению, письму и арифметике.
У малышей, которые только начинают ходить, отмечается выраженный регресс в двигательном развитии. Также при гидроцефалии (скопление жидкости в пространствах головного мозга) может измениться форма головы: это особенно сильно заметно у детей первых лет жизни.
Диагностика образований
Не всегда одних только симптомов достаточно для постановки диагноза. Ранние признаки опухоли могут маскироваться под другие заболевания нервной системы: именно поэтому требуется консультация и осмотр невролога. Обязательно оценивают когнитивные функции, зрение, слух и рефлексы вместе с координацией.
Основные методы диагностики:
- МРТ или КТ головного мозга;
- электроэнцефалография;
- биопсия новообразования.
Комплекс обследований позволяет не только визуализировать опухоль и оценить ее размеры и прорастание в окружающие ткани, но и дифференцировать злокачественные и доброкачественные новообразования. Это во многом определяет тактику дальнейшего ведения пациента и прогнозы.
Лечение доброкачественных опухолей
Оперативное вмешательство – основная тактика в лечении подобных образований. В качестве дополнительных методик может использоваться лучевая терапия (помогает уменьшить размеры образования). Вид операции зависит от локализации и размеров образования, а также от возраста.
Большинству юных больных, перенесших операцию на головном мозге, потребуется симптоматическая терапия. Могут быть назначены кортикостероиды, мочегонные, а также противосудорожные препараты.
Длительность и кратность приема определяется лечащим врачом.
Чтобы предотвратить развитие гидроцефалии, может быть установлен шунт. Он представляет собой специальную трубку, которая отвечает за выведение спинномозговой жидкости.
Прогнозы и реабилитация
Влияние подобного заболевания на качество жизни ребёнка сильно различается. У некоторых детей симптомы минимальны: через несколько месяцев после перенесенной операции они могут вернуться к привычной жизни. А при обширных поражениях головного мозга и сложных опухолях требуется длительная реабилитация.
В 2015 г. ученые Московского городского психолого-педагогического университета опубликовали исследование, посвященное оценке когнитивного развития детей с опухолями головного мозга. Эксперты изучили истории болезни 130 детей с подобными заболеваниями и пришли к выводу, что локализация опухоли не влияет на уровень интеллекта.
Однако наличие в анамнезе химио- или лучевой терапии ухудшает уровень общего когнитивного развития (особенно если опухоль расположена в задней черепной ямке).
Реабилитационные мероприятия и поддерживающая терапия помогают решить проблемы с нарушением физических и когнитивных функций. Восстановление включает не только физиотерапию, но и речевую терапию, психотерапию, использование слуховых аппаратов и коррекцию нарушений со стороны органа зрения.
Многим детям требуется дополнительная психологическая поддержка перед возвращением в организованный коллектив (школу или садик). На занятиях с психологом ребят учат правильно относиться к пережитому опыту, а также не стесняться возможных проблем в общении со сверстниками. Педагоги могут дополнительно составить индивидуальную программу обучения, которая поможет быстро нагнать упущенный материал.
Доброкачественная опухоль головного мозга – это серьезное заболевание, которое не всегда безобидно. Однако сдаваться и раньше времени отчаиваться не стоит: большинство последствий можно устранить, если заняться лечением вовремя.
Психологическая поддержка пациентов и их близких
Когда человек сталкивается с серьезным заболеванием, это сопровождается сильными эмоциональными переживаниями как для самого пациента, так и для его окружения. Страх, тревога, чувство беспомощности часто становятся постоянными спутниками, усложняя процесс выздоровления. Важно не только бороться с недугом на физическом уровне, но и уделять внимание эмоциональному благополучию всех участников процесса.
Психологическая поддержка играет ключевую роль в лечении, помогая справляться с эмоциональными потрясениями и стрессом. Рассмотрим, какие методы и подходы могут быть полезны в этой ситуации:
- Психотерапия: Регулярные встречи с психотерапевтом оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние, позволяют лучше понять свои чувства и найти способы с ними справиться.
- Группы поддержки: Общение с людьми, которые находятся в аналогичной ситуации, помогает снизить чувство изоляции, обменяться опытом и практическими советами.
- Семейное консультирование: Совместная работа с психологом помогает наладить внутренние взаимоотношения в семье, улучшить коммуникацию и укрепить поддержку.
- Различные релаксационные техники: Йога, медитация, дыхательные упражнения и другие методы релаксации помогают снизить уровень стресса и гармонизировать внутреннее состояние.
- Хобби и творчество: Занятия, приносящие радость и увлечение, играют важную роль в восстановлении эмоционального равновесия и отвлечении от тяжёлых мыслей.
Не стоит забывать и о детях, которые могут оказаться в стрессовой ситуации из-за болезни близкого человека. Важно объяснять им происходящее, подобрать слова утешения и уделять больше внимания. Детям также может быть полезно пообщаться с психологом, чтобы лучше понять и принять происходящее.
Эмоциональная поддержка не должна ограничиваться стенами медицинского учреждения; она важна и дома. Поддерживайте открытый диалог, делитесь чувствами и переживаниями. Старайтесь организовывать совместный досуг, чтобы создать дополнительные моменты радости и близости.
Видео по теме:
Вопрос-ответ:
Какие симптомы могут указывать на наличие доброкачественной опухоли мозга у ребенка?
Доброкачественные опухоли мозга у детей могут проявляться различными симптомами в зависимости от локализации и размера опухоли. Некоторые из наиболее распространенных симптомов включают головные боли, которые могут быть усилены по утрам или сопровождаться тошнотой и рвотой. Также могут наблюдаться изменения в поведении и настроении ребенка, внезапные проблемы с памятью, концентрацией или школьной успеваемостью. В некоторых случаях могут развиваться нарушения координации движений, слабость в конечностях и судороги. Если у ребенка появляются подобные симптомы, важно немедленно обратиться к врачу для проведения необходимых обследований и постановки диагноза.
Может ли доброкачественная опухоль мозга у ребенка превратиться в злокачественную?
Доброкачественные опухоли мозга, как правило, не превращаются в злокачественные. Однако важно понимать, что, несмотря на то что такие опухоли не распространяются на другие части тела, они могут вызывать серьезные проблемы за счет роста и давления на окружающие ткани мозга. Поэтому регулярное наблюдение и своевременное лечение под контролем медицинских специалистов необходимы для снижения рисков и предотвращения возможных осложнений. Обязательно следите за состоянием ребенка и регулярно посещайте врача для мониторинга ситуации.