Имеющиеся о детском аутизме данные невольно пугают. Из 1000 детей — 10 имеют то или иное расстройство аутичного спектра, а это чаще, чем заболевание изолированной глухотой и слепотой вместе взятые, чаще, чем синдром Дауна, сахарный диабет и детские онкологические заболевния.
Дети-аутисты: исходные позиции
В лечении аутизма огромную роль играет вовремя поставленный диагноз: чем раньше и комплекснее он будет сделан, тем больше вероятность уменьшения негативного воздействия этого недуга на развитие ребёнка. Оптимальный вариант — выявление симптомов заболевания в раннем дошкольном возрасте. Сразу стоит оговориться — лечению поддаются прежде всего те дети-аутисты, у которых не задет интеллект.
Эта форма аутизма получила название синдрома Аспергера. Такие дети практически не отличаются от своих сверстников. Они учатся по обычной программе, заканчивают высшие заведения, успешны в карьере и жизни. Единственное, что отличает детей с синдромом Аспергера — это некоторые странности в поведении, а именно, неспособность к сопереживанию.
Кстати, уровень речевого и интеллектуального развития — основные показатели отдаленного прогноза упешного развития ребёнка с расстройством аутичного спектра. Естественно, эта проблема требует комплексного подхода. Посещение, в первую очередь, психиатра абсолютно необходимо, как и обращение к таким специалистам как психотерапевт, психолог, логопед-дефектолог, психоневролог.
Не менее важна роль педагогов, социальных работников, и, конечно же, родителей. На долю последних выпадает основная и самая трудная «работа» по развитию ребёнка и подготовке его к взрослой жизни. Несмотря на то, что с возрастом проявления аутизма частично компенсируются сами собой, комплексный подход к устранению имеющихся нарушений с помощью коррекционных программ дает намного больше шансов для адаптации ребёнка в обществе.
е стоит забывать, что специалисты, говоря о раннем аутизме, во главу угла ставят проблему социализации детей. Это нарушение невозможно преодолеть самостоятельно, а именно от способности адаптироваться в обществе зависит процесс обучения, приобретение трудовых навыков и общее развитие ребёнка. Основная цель коррекционных программ — научить, по возможности, детей с аутизмом общаться и обслуживать себя.
Аутизм — это психическое расстройство, возникающее вследствие нарушений отдельных структур и функций мозга. Именно эти нарушения вызывают у аутистов «странности» в поведении и восприятии окружающего мира. Специалисты выяснили, что можно воздействовать на определенные участки мозга и добиваться положительных результатов и таким образом корректировать развитие ребёнка с аутизмом. Есть вероятность, что в итоге малыш хорошо приспособится к жизни в социуме.
Развитие ребёнка: возможные перспективы
Начать стоит с того, что ранний возраст в развитии ребёнка, больного аутизмом, играет основополагающую роль. Это наиболее интенсивный период, за который ребёнок успевает овладеть речевыми, двигательными и интеллектуальными навыками. В это же время складываются его взаимоотношения с внешним миром. В раннем возрасте закладываются основы будущего развития ребёнка в эмоциональном и личностном плане.
Роль взрослого и его участие в развитии ребёнка в раннем возрасте чрезвычайно важна. Он должен правильно рассчитать объём воспринимаемой информации и возможности движения от простого к сложному. Работа должна вестись поэтапно, не стоит бояться негативных эпизодов, которые будут следовать за вполне удачными. Гораздо важнее реакция самого взрослого, его готовность использовать все имеющиеся средства для коррекции аутизма.
Применение коррекционных программ может проводится как на дому, так и в специальных дошкольных учреждениях, число которых постепенно растет. В зависимости от возраста ребёнка отличаются и цели, которые преследуют эти программы. Детям младшего возраста помогают войти в среду своих сверстников. Как правило создаются небольшие группы из 3-4 детей, с которыми работают психологи и психотерапевты, логопеды и дефектологи. Развивающие занятия ничем не отличаются от тех, которые осваивают дети в обычных дошкольных учреждениях. Прививаются навыки счета и чтения, развивается мелкая моторика и сенсорное восприятие. Практически дошкольников готовят к обучению в школе.
Несмотря на то, что школьники обучаются в специальных учебных заведениях по обычной программе, у занятий также имеются свои нюансы. Во-первых они непродолжительны по времени (20-25 минут), а перерывы между ними дети проводят в специальных игровых комнатах.
В семье применяется так называемая холдинг-терапия, которая основана на взаимоотношениях матери и ребёнка. Помимо вербального контакта, когда мать пытается превратить свой монолог в диалог с ребёнком, эта программа подразумевает развитие тактильного характера. Мать пытается приучить ребёнка к прикосновениям, объятиям, пытается сфокусировать внимание на собственном поведении, выражении собственных эмоций.
Имеется еще одно нововведение. Некоторые центры в России работают по программе со слабослышащими детьми. Нередко родители принимают невнимание ребёнка к окружающим за дефект слухового восприятия. Оказалось, что методики, которые применяются для лечения слабослышащих детей, вполне подходят для коррекции аутизма. Конечно, надо признать, что в Америке проблемами в лечении аутизма занимаются плотно и давно — число специалистов в этой области, наличие специальных заведений и оснащенность их техникой «зашкаливает». И наши центры успешно перенимают заграничный опыт.
Средства развития ребёнка с аутизмом
Начнем с того, что у детей, страдающих аутизмом, имеются проблемы с пищеварительной системой и не всякий рацион им подходит. На Западе давно отказались от медикаментозного лечения, которое применялось ранее для коррекции психических расстройств. Аутизм — особое заболевание, требующее особого лечения и средств развития ребёнка.
Как выяснилось, детям, страдающим аутизмом, не хватает витаминов, которые бы питали головной мозг. В качестве одного из сопутствующих средств развития ребёнка применяется диета, не содержащая казеин и глютен. Из рациона аутиста при этом исключают молочные продукты и хлебо-булочные изделия, которые выступают для него в качестве аллергенов и веществ, оказывающих негативное влияние. Существует также безглютеновая диета, которая полезна не только аутистам. Выявить же аллергические реакции на продукты и соответствующим образом подобрать подходящий рацион можно с помощью специалиста.
Окажется полезным посещение барокамеры, с помощью которой можно насыщать клетки головного мозга кислородом. Средства развития ребёнка, страдающего аутизмом, могут носить и чисто развлекательный а, вместе с тем, и познавательный характер. Показаны путешествия, музеи, выставки, разного рода зрелищные мероприятия, которые могут дать новые впечатления и способны вывести ребёнка-аутиста из его собственного мира.
А теперь несколько советов, которые стоит применить на практике как средства развития ребёнка, страдающего аутизмом.
- Взрослым, работающим с аутистом, необходимо ставить задачи на самое ближайшее время, кроме того, они должны быть реально выполнимы. Момент обучения должен присутствовать в каждом действии взрослого, начиная от приучения ребёнка к быту до занятий творчеством.
- Дети-аутисты привыкли жить по правилам. Их могут устанавливать и взрослые. Здесь важна координация между педагогом и родителями. Правила, установленные в школе, не должны отличаться от домашних.
- Нередко аутисты не могут уловить разницы между одушевленными и неодушевленными предметами и их состояниями. Этому тоже надо терпеливо учить на конкретных примерах.
- В силу слабого эмоционального развития дети с синдромом аутизма не обладают способностью к подражанию. Именно поэтому их игры носят странный, монотонный и только им понятный характер. Привычные для обычных детей манипуляции с куклами, паровозиками, куличиками аутистам непривлекательны. Но, опять же, этому можно попробовать вызвать интерес, сначала показав как подобные игры выглядят на чужом примере, а затем подтолкнуть к повторению действий самим ребёнком.
- Занятия спортом можно назвать одним из важнейших средств развития ребёнка, страдающего аутизмом. Самые незатейливые занятия физкультурой будут полезны для развития головного мозга и улучшения координации движений. К тому же постепенно будут прививаться понятия об организации пространства.
- Малыша следует приучать к тому, что можно, а чего не позволено делать. Иначе его система понятий что хорошо, а что плохо в дальнейшем работать не будет.
- Дети-аутисты живут по расписанию, и этот фактор взрослым нужно обязательно учитывать. Время игр, приема пищи, прогулок, сна должно быть строго регламентировано и строго соблюдаться. Более того, у аутистов есть привыкание к «своим» вещам. Взрослые должны их показать ребёнку и приучить ими пользоваться.
- Так же как и в развитии ребёнка без отклонений, в занятиях с аутистами важна эмоциональная реакция взрослых на действия ребёнка. Более того, каждое действие в совместных играх должно сопровождаться со стороны взрослого комментарием. Желательно, чтобы он был простым и повторялся неизменно из раза в раз.
- Старайтесь добиваться желаемых результатов от самого ребёнка, ни в коем случае не выполняйте поставленных перед ним задач за него. Аутисты прекрасно умеют «лениться», видя подобную реакцию со стороны взрослых.
Все эти нехитрые правила тем не менее «работают». Средства развития ребёнка с аутизмом, как видим, носят не столько медицинский, сколько психологический и дисциплинарный характер. В изучении этого заболевания пока больше «белых» пятен, нежели ясных выводов. Тем не менее, все тайное когда-нибудь становится явным. Может быть, и в случае с аутизмом когда-нибудь наступит прорыв.
Роль семьи и окружения в развитии
В данном разделе рассматривается, каким образом близкие люди и окружающая среда влияют на личностное формирование ребенка. Эти взаимоотношения и условия оказывают значительное воздействие на эмоциональные и поведенческие аспекты, способствуя приобретению навыков и моделей поведения.
Семья играет ключевую роль в развитии личности. Прежде всего, ребенок получает от родителей первые жизненные уроки и формирует свои начала. Важные элементы семейного влияния включают:
- Эмоциональную поддержку – она создаёт чувство безопасности и уверенности.
- Пример для подражания – дети часто копируют поведение взрослых.
- Моральные и этические установки – формируются на основе семейных ценностей.
- Социальные навыки – развиваются при взаимодействии с родными и близкими.
Кроме семьи, значительное влияние на личность оказывают и другие факторы окружения. К основным из них можно отнести:
- Соседи и друзья: Ребенок в процессе общения с ровесниками учится работать в команде, делиться, а также преодолевать конфликты. Этот опыт становится базой для построения социальных связей в будущем.
- Образовательные учреждения: В детских садах и школах дети получают первые академические знания, а также учатся дисциплине и ответственности.
- Культурная среда: Взаимодействие с искусством, традициями и культурными мероприятиями способствует расширению кругозора и обогащению внутреннего мира.
Таким образом, окружение и семья играют важнейшую роль в становлении человека. От того, насколько поддерживающим и развивающим будет этот контекст, зависят дальнейшие успехи и благополучие индивидуума. Интеграция положительных примеров, различных аспектов культуры и постоянная эмоциональная поддержка со стороны близких людей создают благоприятные условия для гармоничного развития личности.
Интеграция в общество и обучение
Немаловажную роль в этом играют учебные учреждения всех уровней, начиная с дошкольных образовательных организаций и заканчивая высшими учебными заведениями. Помимо общепринятых образовательных программ, необходимо разрабатывать специализированные методики, которые учитывают индивидуальные особенности учеников и студентов. Такой подход помогает формировать не только интеллектуальный потенциал, но также эмоциональную устойчивость и умение взаимодействовать с разными людьми.
Особенно значимым аспектом интеграции является создание инклюзивной среды, которая учитывает потребности людей с различными физическими и ментальными способностями. Это может включать адаптацию учебных материалов, использование современных технологий и квалифицированную поддержку специалистов. Важно отметить, что инклюзия способствует формированию толерантного и понимающего общества, где каждый человек чувствует себя значимым и полезным.
Процесс обучения и интеграции в обществе идет рука об руку с активным взаимодействием различных социальных институтов – семьи, школ, общественных организаций и государства. Важнейшим фактором успеха является междисциплинарное сотрудничество профессионалов из разных областей, таких как педагоги, психологи и социологи. Совместными усилиями они разрабатывают и внедряют программы, направленные на всестороннее развитие личности.
Завершая, стоит подчеркнуть, что полноценное участие в жизни общества и успешное освоение образовательных программ – это взаимосвязанные процессы, которые требуют постоянного внимания и развития. Только при условии гармоничного сочетания этих аспектов возможно создание среды, где каждый человек сможет реализовать свой потенциал и внести вклад в общее благополучие.
Видео по теме:
Вопрос-ответ:
Какие основные признаки аутизма у ребенка, и как их можно распознать на ранних стадиях?
Основные признаки аутизма у ребенка могут включать задержку речевого развития, сложности в налаживании зрительного контакта, отсутствие эмоционального одобрения или интерпретации социальных сигналов. На ранних стадиях можно заметить, что ребенок не интересуется играми с другими детьми, не откликается на свое имя, предпочитает однообразные действия или игрушки. Раннее наблюдение этих признаков и последующее обращение к специалисту, такому как детский психолог или невролог, могут помочь в постановке диагноза и начале необходимых коррекционных мероприятий.
Можно ли добиться значительного улучшения состояния у ребенка с аутизмом, и какие подходы в лечении используются наиболее часто?
Да, значительное улучшение состояния у ребенка с аутизмом возможно при правильном и своевременном подходе к лечению. Наиболее часто используемые подходы включают поведенческую терапию (например, прикладной анализ поведения), использование программ раннего вмешательства, логопедическую помощь, социальные навыки и консультирование родителей. Важно также индивидуализировать подходы, учитывая уникальные потребности и особенности каждого ребенка. Важным аспектом является раннее начало терапии, так как это может сильно повлиять на результат и способствовать социальной адаптации.